Главная » Блоги » Почему цены в Казахстане растут, даже когда бензин дешевеет?

Почему цены в Казахстане растут, даже когда бензин дешевеет?

AZS4Большинство людей прекрасно понимают – какое влияние на  экономическую деятельность оказывает стоимость нефтепродуктов. Цены на моторное топливо являются одними из весомых факторов в структуре затрат товара или услуги. Это означает, что от десятой доли до четверти затрат в экономике составляют затраты на топливо.

Конечно, каждая конкретная продукция имеет свою специфику. Но не подлежит сомнению, что рост или снижение цен на бензин оказывает влияние на процессы ценообразования в других отраслях и сферах жизнедеятельности. Мы все помним, как любое повышение цен на хлеб, молоко, фрукты и овощи, одежду, услуги и т.д. много лет подряд объяснялось ростом издержек транспортировки.

Казалось бы, есть и обратный процесс – снижение цен на ГСМ повлечет определенное удешевление товаров и услуг. В идеале, изменение цен на бензин на 1% способно уменьшить соответствующие затраты на 0,1-0,25%.

Рассмотрим же ситуацию в Казахстане. По данным последней официальной статистики цены на бензин в апреле текущего года в сравнении с апрелем 2014 года уменьшились на 13,3%. В таком случае и учитывая площадь нашего государства можно бы ожидать, что индекс цен на потребительские товары и услуги в нашей республике способен снизиться минимум на 1,3%. Ну или хотя бы не вырасти.

А что мы имеем в итоге?

Весь комплекс цен на товары и услуги вырос за рассматриваемый период на 4,6%. Продукты питания и безалкогольные напитки для казахстанцев стали дороже на 4,8%, алкогольные напитки и табачные изделия – на 12,5%, одежда и обувь – на 7%, предметы домашнего обихода – на 5,4%.

Если углубиться в отдельные виды, то рост цен еще более внушителен. Рис и мука подорожали – на 12%, крупы – на 21%, мясо птицы – на 11%, колбасы – на 10%, рыба и морепродукты – на 7%, молочные продукты — на 6,5%, морковь – на 17%, капуста – на 27%, чай – на 10%, медикаменты – на 13,3%.

Аналогичная ситуация и по услугам. В здравоохранении тарифы выросли на 11,6%, в сфере связи – на 5%, в ресторанно-гостиничном бизнесе – на 8,2%, в дошкольном и начальном образовании – на 5,7%.

Не забываем, что это только усредненные статистические показатели. А значит, в отдельных регионах и населенных пунктах ценники на потребительские товары и тарифы на услуги выросли более значительно.

Конечно, можно углубиться в тонкости каждой отдельной продукции, объясняя отдельные моменты затрат и т.п. Но в таком случае отечественным бизнесменам не надо вешать лапшу на уши наших казахстанских потребителей – почти любое повышение ценников, объясняя ростом транспортных расходов!

Акбар Тукаев, советник Генерального директора ТОО «КАЗГИПРОНЕФТЕТРАНС»

Оставить комментарий