Главная » Блоги » В Казахстане скоро подорожает бензин?

В Казахстане скоро подорожает бензин?

benzinВ представлении большинства казахстанцев цены на бензин в стране изменяются исключительно по воле жадных нефтяных «баронов», алчных заправщиков и коррумпированных чиновников, не желающих, чтобы многострадальные водители заправлялись по 30 или даже (ах мечты, мечты!!!) 20 тенге за литр.

Доля правды в этом есть. Жажду быстрых, легких денег никто не отменял, и топливный рынок Казахстана не исключение.

Но отчего-то часто забывается, что в те самые 99 тенге за литр входят затраты на добычу сырья – нефти, ее транспортировку на НПЗ и дальнейшую переработку. Затем идут налоги и всяческие платежи. Потом снова транспортировка до заправок, и уже в конце – розница. И каждое звено: добывающие компании, трубопроводные фирмы и прочие транспортные фирмы, нефтезаводы, бензовозные компании, заправочные сети платят людям зарплату, оплачивают налоги, издержки и накладные расходы, а также хотят получать прибыль, иначе, зачем вообще огород городить?

Кроме этих объективных технологических и экономических факторов, на цены отечественных нефтепродуктов оказывают влияние тренды внешних рынков, а также ситуация в рамках Таможенного Союза, и особенно России.

Как известно, Казахстан пока не обеспечивает себя автомобильным топливом, и так будет еще полтора года, плоть до завершения модернизации отечественных НПЗ. Недостающие объемы страна покупает, как правило, у России — тут и транспортная близость сказывается на цене, и выверенная годами сотрудничества система поставок и взаиморасчетов.

Сейчас мы с РФ в Таможенном Союзе. Граница открыта, свободная торговля, и все такое. Разница в ценах между Казахстаном и Россией присутствует всегда, что ведет к перетокам топлива, откуда, где дешево — туда, где дороже.

Если разница в цене небольшая, то и ручеек тоненький. Если разрыв, ценовые ножницы большие, то ГСМ начинают вывозить автопоездами и кто как может.

Зимой, когда в России произошла девальвация, российский бензин в долларовом эквиваленте резко подешевел и бизнесмены начали массово завозить его в Казахстан. Причем объем импорта оказался таким масштабным, что Правительству пришлось ввести запрет на импорт из РФ. Причин тому было две, основных.

Во-первых, поставки топлива из России в Казахстан регулируются так называемым межгосударственным Индикативным балансом. Это такой план поставок недостающих на внутреннем рынке Казахстана объемов топлива из соседнего государства, где оговорены объемы беспошлинных поставок, с разбивкой по месяцам. Все что сверх Индикативного баланса, вне зависимости от того, кто завозит топливо — уже облагается пошлинами и там совсем другой порядок цен.

Как многие помнят, в первые три месяца текущего года в страну ввезли намного больше оговоренных балансом объемов, и правительству пришлось выравнивать ситуацию, чтобы осенью не пришлось покупать российское топливо уже по полным ценам, со всеми российскими пошлинами и сборами.

Во-вторых, неконтролируемый ввоз российского дешевого топлива привел к полному затовариванию отечественных мощностей хранения. В итоге, оборот отечественного топлива упал, ГСМ отечественных НПЗ оставались на складах, новое топливо хранить было уже негде, и создалась реальная угроза остановки нефтеперерабатывающих заводов, а это уже угроза топливной безопасности страны, плюс риск увольнения десятков тысяч работников отрасли, и значит лишение их семей источника доходов.

Сейчас, как некоторые прогнозировали, цены на российский бензин вместе с курсом рубля – подросли. Уже сегодня стоимость бензина АИ-92 на российских заправках достигла 116 тенге – на 17 тенге выше, чем в Казахстане. Пока нет официальной статистики, однако уже есть уверенность, что топливные ручейки предпринимателей развернулись в сторону РФ. На горизонте снова замаячил дефицит.

Получается интересная ситуация. Вроде наши страны в одном Таможенном Союзе, так сказать, интегрируемся, сотрудничаем, и все такое. Казахстан закупает в РФ бензин, чтобы обеспечить потребности внутреннего рынка. А предприниматели тащат топливо из Казахстана, чтобы перепродать в РФ.

Аналогичная ситуация произошла летом-осенью 2014 года, когда ГСМ вывозили из Казахстана, а докупить недостающие объемы в России не удавалось из-за аварий на российских НПЗ. И похоже, что если ситуация будет в том же тренде, то в ближайшее время Правительство вновь столкнется с топливной проблемой.

Вводить запрет на экспорт бензина – малоэффективно, точнее – вовсе не эффективно. Есть такой запрет, а толку нет. Если железнодорожные перевозки можно еще как-то контролировать, то автомобильный транспорт свободно пересекает самую протяженную в мире сухопутную границу между двумя странами. Граница как решето, топливо переливается туда-сюда вслед за ценовыми и инфляционными скачками.

Можно конечно оставить все как есть — держать низкие цены, закупать недостающие объемы в России. Но при нынешней ценовой разнице это будет выглядеть, как наполнение дырявой бочки, причем, себе в убыток, особенно если переберем сверх объемов Индикативного баланса.

Второй вариант. Поднять цены на 10-15 тенге, или просто выровнять казахстанские цены с российскими, чтобы возить бензин по маршруту Россия-Казахстан или обратно стало бессмысленно. Вроде звучит здраво. Но уж очень неприятно.

И что мы имеем? Если ничего не делать, к осени, а может и раньше нас ждет дефицит. Запасы топлива в стране, конечно, есть, но в текущей ситуации их вряд ли хватит больше чем на месяц. А потом? Бензин по талонам?

Из доступных и реально-эффективных мер видится только выравнивание цен на ГСМ с Россией. Если практически, то цены вернулись бы примерно к предновогодним ценам, а дефицит как явление был бы изжит. А там, глядишь, наши заводы завершили бы модернизацию и обеспечили бы Казахстан своим топливом, но мера эта вряд ли вызовет позитивные отклики среди людей. К хорошему быстро привыкаешь, но тут вопрос простого выбора: с топливом чуть подороже, или без топлива вовсе?

energonews.kz

Оставить комментарий