Главная » Главные темы » Как будет работать банк ядерного топлива в Казахстане

Как будет работать банк ядерного топлива в Казахстане

9966711 июня совет управляющих МАГАТЭ утвердил соглашение с Казахстаном о создании и эксплуатации банка низкообогащенного урана (НОУ) МАГАТЭ. О том, когда соглашение будет окончательно подписано, на каких принципах будет работать банк, а также каким образом будет обеспечена безопасность, «Литеру» рассказал представитель МАГАТЭ, руководитель проекта по созданию банка НОУ в РК Терри Вуд.

– С чем связано решение о создании банка НОУ? Какое место он будет занимать в уже сложившейся системе, поскольку есть Международный центр в Ангарске, участником которого является Казахстан, есть мощности в Великобритании?

Банк НОУ должен стать механизмом, который будет «последней инстанцией», то есть механизмом, к которому обращаются в самом крайнем случае. Если в какой-то стране – члене МАГАТЭ появятся проблемы с поставками по любым причинам – будь то государственные или коммерческие, то она имеет возможность использовать банк низкообогащенного урана. Что касается второго вопроса, а именно центра в Ангарске, то он также создан с целью поставок в критических случаях, и решение по нему было принято МАГАТЭ в 2009 году. Низкообогащенный уран в этом центре находится в собственности и под контролем России. А банк МАГАТЭ в Казахстане является международным. То есть уран является собственностью и находится под контролем агентства. Когда страны МАГАТЭ в 2010 году подтвердили создание банка, они полагали, что два этих банка не конкуренты, а взаимодополняющие механизмы. Это дает уверенность, что поставки при необходимости будут осуществлены. Наличие гарантированных поставок может придать государствам-членам уверенность в том, что они смогут получить ядерное топливо гарантированным и прогнозируемым образом, например, в случае непредвиденных перебоев в работе имеющихся механизмов поставок топлива. После ввода в строй банк НОУ МАГАТЭ будет обеспечивать такие гарантированные поставки. Один из главных принципов работы банка НОУ МАГАТЭ в качестве резервного механизма гарантированных поставок заключается в том, что он не должен никоим образом нарушать функционирование коммерческого рынка. Кроме того, его существование никак не затрагивает права государств – членов агентства создавать собственные установки ядерного топливного цикла. К государствам-членам, приобретающим НОУ из банка НОУ МАГАТЭ, предъявляется ряд требований, в том числе о наличии действующего Соглашения о всеобъемлющих гарантиях с МАГАТЭ и его соблюдении. То есть владеть банком НОУ и контролировать его будет агентство, при этом эксплуатироваться он будет Казахстаном. Вопросы безопасности и физической безопасности банка НОУ МАГАТЭ будут регулироваться законодательством Казахстана с учетом применимых положений норм безопасности МАГАТЭ и его руководящих документов по физической безопасности. На НОУ будут также распространяться гарантии МАГАТЭ.

– Почему выбор пал именно на Казахстан?

– В 2011 году МАГАТЭ обратилось к странам-членам с запросом о том, кто желает разместить на своей территории подобный банк. Казахстан оказался единственной страной, которая ответила на этот запрос. После этого мы провели совместно с властями Казахстана техническую оценку, по результатам которой стало ясно, что Ульбинский завод имеет все необходимые для этого условия. Банк НОУ МАГАТЭ будет представлять собой физический запас НОУ объемом до 90 метрических тонн, достаточный для загрузки легководного реактора мощностью 1000 МВт (эл.). Такой реактор может снабжать электроэнергией большой город в течение трех лет. И будет располагаться на Ульбинском металлургическом заводе (УМЗ), Усть-Каменогорск, Восточно-Казахстанская область. УМЗ обладает более чем 60-летним опытом безопасного и надежного хранения ядерного материала, в том числе НОУ, и обращения с ним.

– Как будет происходить финансирование проекта, то есть кто и за что будет платить?

– Что касается вопроса, кто и за что будет платить, то Казахстан будет закрывать лишь расходы по хранению урана. МАГАТЭ будет покупать материал, оплачивать все расходы по транспортировке и также транспортные расходы по доставке в страну-реципиент. Кроме того, МАГАТЭ будет оплачивать все дополнительные расходы, например на новое оборудование. Банк НОУ МАГАТЭ полностью финансируется за счет добровольных взносов, его формирование никак не скажется ни на регулярном бюджете агентства, ни на других видах его деятельности. На создание банка НОУ МАГАТЭ и его эксплуатацию в течение как минимум 10 лет доноры выделили примерно 150 млн. долларов США.

– А кто эти доноры?

– Это Европейский союз – до 25 млн евро, в том числе до 5 млн евро для обеспечения сохранности, Кувейт – $10 млн, Норвегия – $5 млн, Объединенные Арабские Эмираты – $10 млн, Соединенные Штаты – $49 млн, фонд «Инициатива по сокращению ядерной угрозы» – $50 млн. и Казахстан – $400 тыс. И взносы в натуральной форме.

– Кто может стать клиентом банка НОУ и как вы планируете осуществлять закупки в него урана?

– Что касается того, кому будет предоставляться материал из банка, то есть три критерия. Первый – это что была нарушена система поставок на станцию, второй – это то, что страна не имеет возможности получить низкообогащенный уран из каких-либо других источников, и третий – страна-реципиент должна иметь соглашение по гарантиям с МАГАТЭ и она  должна выполнять эти соглашения.

Относительно того, где мы будем покупать материал: когда МАГАТЭ утвердило соглашение о создании банка, были определены некоторые критерии, исходя из которых мы будем покупать уран. В первую очередь, это то, что мы должны покупать уран согласно уставу МАГАТЭ, и что покупка будет осуществляться путем открытого тендера. И, самое главное, это должно будет делаться так, чтобы не навредить ценам на рынке.

– Сейчас, насколько я понимаю, получено одобрение соглашения от Казахстана и МАГАТЭ, а когда оно будет подписано?

– Представители МИДа сказали, что готовы пригласить МАГАТЭ и подписать соглашение в конце лета.

– Это сказали представители МИДа Казахстана. А каково мнение МАГАТЭ?

– Нет никаких проблем. Мы готовы подписать соглашение в любые удобные Казахстану сроки. А функционирование банка начнется по нашим планам через два года после подписания соглашения. Эти два года необходимы для подготовки УМЗ и необходимого оборудования. Мы начнем процесс приобретения урана, когда будут видны какие-то конкретные результаты. То есть я не могу сейчас назвать каких-то конкретных дат.

– Из соглашения понятен максимальный объем банка – 90 метрических тонн. А есть ли минимальный уровень и как это может повлиять на рынок урана в случае покупки МАГАТЭ такого объема?

– Минимального порога нет. Я бы объяснил это так. Это небольшое количество, и оно не повлияет на коммерческий рынок, но это достаточно большое количество материала, чтобы решить те задачи, которые ставятся. Таким образом, эти 90 метрических тонн эквивалентны полной загрузке легководного реактора мощностью 1000 Мвт. Или трем перезагрузкам. И этого достаточно для снабжения большого города в течение трех лет.

– Казахстанцев очень волнуют вопросы безопасности, как она будет обеспечиваться?

​– В первую очередь безопасность лежит на плечах Казахстана и оператора – УМЗ. Это обычная стандартная международная практика, и существуют международные договора, которые регулируют эту сферу. Во-вторых, мы работаем сейчас с Казахстаном, чтобы убедиться, что правовая система страны полностью соответствует принятым стандартам. И это делается по просьбе Казахстана. В-третьих, мы пройдем специальные процедуры по подтверждению норм безопасности и хранения материалов. Таким образом, МАГАТЭ должно полностью убедиться, что все необходимое оборудование есть и оно отвечает необходимым международным стандартам. Этот процесс является частью двухлетнего периода после подписания соглашения, о котором я уже говорил. Более того, МАГАТЭ не будет начинать хранение низкообогащенного урана до тех пор, пока не убедится в том, что выдержаны стандарты безопасности. Поэтому безопасность и сохранность банка НОУ МАГАТЭ будет обеспечена должным образом. Во многих странах НОУ безопасно хранится на протяжении многих лет, не представляя угрозы ни здоровью человека, ни окружающей среде. УМЗ обладает более чем 60-летним опытом безопасного и надежного хранения ядерного материала, в том числе НОУ, и обращения с ним.

Условия обеспечения безопасности и сохранности банка НОУ МАГАТЭ будут регулироваться законодательством Казахстана с учетом всех необходимых положений норм безопасности МАГАТЭ и его руководящих документов по физической безопасности. Кроме того, к банку НОУ МАГАТЭ будут применяться гарантии МАГАТЭ в соответствии с Соглашением о всеобъемлющих гарантиях между Казахстаном и МАГАТЭ и Дополнительным протоколом к нему.

Оставить комментарий