Главная » Аналитика » Ситуация вокруг бензина расшатывается неспроста?

Ситуация вокруг бензина расшатывается неспроста?

41a42664c4ad0c6b49d4a78715aВ последние недели тема цены на бензин лишь слегка уступает по популярности широкой дискуссии о плавающем «вольным стилем» тенге. И если традиционно к началу уборочной кампании все наперебой обсуждают дефицит горючего и вызванное им подорожание, то с начала сентября разномастные эксперты сосредоточились на поиске виновных.

Казалось бы и основания для кривотолков есть. Нефть дешевеет, бензин дорожает. С 4 сентября правительство отказалось от госрегулирования цен на топливо марки АИ-92/93 во избежание дефицита. А на минувшей неделе министр энергетики Владимир Школьник заявил, что запасы ГСМ в Казахстане более чем в два раза превышают аналогичный показатель этого же периода прошлого года. Почему же тогда бензин стоит гораздо дороже, чем в прошлом году, пожимают плечами рядовые автовладельцы.

Не все так просто. Согласно производственной программе на 2015 год, утвержденной правительством для всех трех казахстанских НПЗ, на переработку в течение года должны поставить 15 млн тонн нефти для насыщения внутреннего рынка собственным бензином марки АИ-92/93. Программу выполняют с опережением – за 8 месяцев производство топлива указанной марки увеличилось на 2,67%. Но, несмотря на это, полностью обеспечить внутренний рынок казахстанским высокооктановым бензином невозможно.

При этом казахстанцев в последние недели пытаются убедить в том, что отечественные производители вполне могут залить все бензобаки страны до самого горлышка. А не делают этого, исключительно из желания заработать сверхприбыли на фоне дефицита. Так, например, на днях от лица неких экспертов было озвучено, что оптовая цена бензина в Казахстане на 60% зависит от стоимости нефти, чуть меньше 20% конечной стоимости – это процессинг и транспортировка, 15% процентов – налоги. И вывод: большая часть маржи достается оптовикам и многочисленным посредникам. Реальные же цифры ненамного отличаются от приведенных выше, однако они меняют общую картину. Так, в среднем оптовая цена бензина формируется на 61% от цены недропользователя, на 22% – от стоимости переработки нефти, а налоги составляют 16%. Общий итог – 99%. Очевидно, что оставшаяся доля, составляющая доход оптового поставщика в 1%, целиком и полностью опровергает факт невиданного обогащения реализаторов нефтепродуктов при рыночном формировании цены на бензин марки АИ-92/93. А именно об этом говорят сегодня некоторые СМИ и пользователи соцсетей.

Что же касается «многочисленных посредников» в череде реализаторов нефтепродуктов, то стоит вчитаться в строки Закона РК «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов». В нем минимизирована цепочка от месторождения до АЗС, а именно санкционирован порядок доступа на НПЗ и правила оборота нефтепродуктов. Так, поставщик нефти обязан поставить на переработку сырье, приобретенное непосредственно у недропользователя. А реализация полученных в результате переработки на НПЗ нефтепродуктов осуществляется (до продажи через АЗС потребителю) только одному оптовому поставщику, как правило, владельцу нефтебаз.

Получается, что разговоры о заговоре и сверхприбылях оптовых поставщиков не имеют под собой оснований. Стоимость бензина складывается по законам рынка. Причем, цена эта, как отметил Владимир Школьник ниже, чем в той же России (бензин АИ-92 у наших соседей стоит 143 тенге за литр в рублевом эквиваленте, а у нас – в среднем 125 тенге), откуда мы импортируем значительный объем ГСМ. Кстати, по информации ресурсодержателей, цена на дизельное топливо останется на прежнем уровне. Зачем в таком случае муссируется тема недобросовестных поставщиков топлива? А с учетом нынешней ситуации на розничном рынке ГСМ, нет смысла поднимать и вопрос о регулировании со стороны государства оптовых цен.

Пока приходится только гадать, перебирая наиболее очевидные версии – передел ли это собственности, или отвлечение внимания от других проблем, либо это просто способ перенести негодование населения на очередного «козла отпущения». Самый наихудший вариант для казахстанцев – намеренное создание социальной напряженности, в котором заинтересованы, в первую очередь, внешние деструктивные силы.

Впрочем, хочется верить, что представители госорганов, того же антимонопольного комитета, разберутся в данной ситуации беспристрастно и привлекут к ответственности тех, кто действительно в чем-то виновен.

kapital.kz

Оставить комментарий