Главная » Аналитика » Три главных мифа о рынке ГСМ

Три главных мифа о рынке ГСМ

zapravkiВ начале сентября правительство приняло решение отпустить цену на бензин АИ-92 в свободное плавание, тем самым предотвратив дефицит топлива, который неминуемо ждал казахстанцев этой осенью. Отныне цена на горючее регулируется рынком, по закону спроса и предложения. Однако самые распространенные мифы о рынке ГСМ до сих пор бытуют в народе, не имея под собой фактической основы

Миф первый. Цена на АИ-92 необоснованно высока

Как известно, сегодня 30% бензина марки АИ-92 Казахстан завозит из России. У соседей литр самой ходовой марки топлива в рознице стоит в среднем 34 рубля, или 139,4 тенге (рыночный курс RUB/KZT на 28.09.2015 составил 4,1). Тонна бензина «Регуляр-92», по сообщению информационно-аналитического центра «Кортес», продается на оптовом рынке по 39 542 рублей – около 29,3 рубля за литр. Выходит 120,13 тенге. И это без учёта транспортировки в Казахстан и сопутствующих расходов. Зависимость от импортных нефтепродуктов будет сохраняться вплоть до 2017 – именно тогда завершится модернизация трех отечественных НПЗ. Пока же обеспечить на 100% внутренний рынок бензином марки АИ-92/93, к сожалению, не представляется возможным.  Отметим также, что по утвержденной правительством Казахстана производственной программе на текущий год для переработки предусмотрена поставка 15 млн тонн нефти. С января по август 2015 производство бензина марки АИ-92 увеличилось более чем на 2,67%, что составляет 1,39 млн тонн.

Из чего складывается цена на местные нефтепродукты? Цена на нефть, плюс плата за переработку, плюс акциз. Нефть дешевеет – факт. Но то, что в неблагоприятных внешних условиях недропользователи сохраняют рабочие места, объёмы производства, платят налоги и выполняют другие свои обязательства – факт не менее ясный. Что же касается переработки, то перед НПЗ в этих же негативных реалиях стоит задача реализовать программу модернизации в поставленные сроки. При отсутствии дополнительных источников дохода очевидна необходимость повышения стоимости их услуг. Так, по данным Комитета по регулированию естественных монополий и Министерства энергетики РК, уже в октябре ожидается двукратный рост тарифов переработки на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе (20,5 тыс. тенге), а на Павлодарском нефтехимическом заводе повышение может составить 85% (10,8 тыс. тенге, их заявка сейчас находится на стадии рассмотрения). Тогда же должен вырасти и акциз на бензин и дизтопливо – это продукты переработки давальческого сырья. Вполне вероятно, что в подобных условиях Казахстан ждет рост цен на ГСМ, но никак не снижение.

Миф второй. Маржа реализаторов ГСМ зашкаливает

В оптовой цене на бензин около 61% приходится на себестоимость производства нефти, порядка 22% составляет плата за переработку на НПЗ, 16% – налоги. Остаётся 1%. Именно этот 1% в действительности и «обогащает» реализаторов ГСМ. Отметим, что в последнее время активно муссируется вопрос о необходимости госрегулирования оптовых цен на топливо. Однако, учитывая тот факт, что казахстанские власти отказались сдерживать розничную стоимость ГСМ, в частности, бензина марки АИ-92/93  (речь идёт о рознице), насколько это нужно?

Миф третий. Рынок переполнен посредниками

Все игроки рынка ГСМ обязаны действовать в рамках закона РК «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов», в котором четко прописан порядок доступа на нефтеперерабатывающие заводы и правила оборота топлива. Согласно закону, на НПЗ может быть переработана только нефть, напрямую приобретенная у недропользователя. А произведённый в результате бензин может быть  продан только одному оптовику. Недропользователь – поставщик нефти – оптовый покупатель бензина – АЗС. Четыре звена – максимальный размер цепочки. И стоит после этого демонизировать рынок ГСМ?

forbes.kz

Оставить комментарий