Главная » Новости » В Казахстане » Льготная солярка для крестьян порождает соблазны ее перепродажи по рыночным ценам

Льготная солярка для крестьян порождает соблазны ее перепродажи по рыночным ценам

Портал ABCTV опубликовал обширный материал, автор которого попытался разобраться в причинах возникновения дефицита льготного дизельного топлива в Казахстане во время уборочной или посевной, причем дефицит возникает несмотря на полное удовлетворение всех заявок сельхозпроизводителей на поставку льготного топлива.

Портал напоминает, что «на днях представители Союза фермеров Казахстана пожаловались на подорожание дизтоплива. По мнению небольших сельхозтоваропроизводителей, ежегодно государство должно им обеспечивать около 1 млн тонн солярки по заниженной цене. Отметим, что, по информации представителей топливно-энергетического комплекса, на текущий рост цен на дизтопливо повлияли несколько факторов.

Во-первых, в августе выросла цена переработки нефти на Атырауском НПЗ с 31,4 тыс. до 37,4 тыс. тенге за тонну.

Кроме того, с июня повысились ставки акциза на дизельное топливо с 540 до 9,3 тыс. тенге за тонну, или с 0,4 до 7,5 тенге на литр.

В то же время резко увеличился сезонный спрос на ГСМ в преддверии уборочной, а также из-за роста железнодорожных и транзитных перевозок.

К тому же в последние месяцы цена на нефть оставалась на сравнительно высоком уровне, что влияло на цену дизтоплива в России, от чьих поставок солярки Казахстан все еще остается зависим в приграничных регионах.

«По дизельному топливу совершено правильная ситуация, о которой раньше говорили, которую раньше прогнозировали – после модернизации казахстанские НПЗ начнут производить меньше таких тяжелых нефтепродуктов, меньше дизельного топлива, мазута, и это неизбежно скажется на его цене, потому что будут переходить в сторону более дорогих бензинов класса Евро-4, Евро-5. Дизельное топливо, соответственно, будет более высокого стандарта, во-вторых, оно будет стоить дороже», – пояснил в электронном комментарии abctv.kz Олжас Байдильдинов».

 

Опрошенные порталом эксперты в нефтегазовой отрасли считают, что дизельное топливо в Казахстане необходимо поставлять фермерам по рыночным принципам.

«По моему личному мнению, ценообразование на рынке дизтоплива в стране должно строиться по рыночному принципу. Иначе здесь получается, что мы за счет нефтегазовой отрасли дотируем совсем другую отрасль. Сельское хозяйство очень важно для развития страны, но здесь, мне кажется, нужно придерживаться рыночных взаимоотношений», – сказал в телефонном разговоре с abctv.kz вице-президент агентства Argus Media по Центральной Азии и Каспийскому региону Тимур Ильясов.

Аналогичного мнения придерживается и эксперт нефтегазовой отрасли Олжас Байдильдинов. «С одной стороны – да, страна должна поддерживать свое сельское хозяйство. Но с другой стороны, когда все сельское хозяйство, как отрасль, начинает держаться на государственных субсидиях, это уже не совсем рыночно и это уже не совсем конкурентоспособно. К примеру, чем сельхозтоваропроизводитель отличается от какого-то горно-металлургического предприятия, которое также потребляет дизтопливо? Они выполняют одинаковую задачу, также развивают экономику, и если подходить таким способом, то тогда надо поддерживать всех либо не поддерживать никого», – отметил он в комментарии abctv.kz.

 

Ежегодно Минэнерго и Минсельхоз формируют графики поставок дизельного топлива для нужд фермеров для проведения посевных и уборочных работ. Годовая потребность крестьян оценена примерно в 750-760 тыс. тонн, что составляет около 16% ежегодных объемов потребления дизеля в Казахстане.

Сейчас на уборочную поставщики дизтоплива с НПЗ выделяют примерно 394 тыс. тонн. Согласно мониторингу, примерно 20-25% выделяемого для крестьян топлива через региональных операторов попадает на рынок и перепродается тем же фермерам по рыночной цене. По словам Ильясова, разница между рекомендованной стоимостью солярки для крестьян и рыночной ценой на дизтопливо в стране создают операторам, распределяющим удешевленные ГСМ в регионах, большие соблазны реализовать выделенный аграриям дизель по обычным расценкам. «Рекомендованная цена для сельхозтоваропроизводителей составляет 180 тысяч тенге с учетом НДС с завода. Цена рыночного дизтоплива достигает 215-220 тысяч тенге за тонну. Разница налицо, и, соответственно, может возникать соблазн у некоторых игроков рынка перепродавать по рыночным ценам или чуть ниже», – сказал Тимур Ильясов.

Как уже писали многие казахстанские СМИ, в МСХ предлагают контролировать распределение удешевленного дизтоплива через космический мониторинг убранных полей. Такую меру поддерживают и в Министерстве энергетики, как заявлял недавно вице-министр Болат Акчулаков.

По мнению Тимура Ильясова, просто не нужно создавать соблазнов и никаких проблем не будет. «Тяжело уследить, конкретно куда пошло дизтопливо, кто его там продал, за каждым следить невозможно. Из космоса наблюдать – не знаю, может, дороже выйдет наблюдать из космоса, чем просто по рыночным ценам реализовывать дизтопливо для сельхозтоваропроизводителей», – сказал он в телефонном разговоре с abctv.kz.

Автор материала отмечает, что в соседней России от практики распределения льготного топлива для аграриев отказались в 2011 году. Из-за недобросовестности посреднических структур в правительстве РФ решили перенести акценты на другие инструменты поддержки сельского хозяйства. Похожая тенденция сейчас намечается и в Казахстане, пишет портал.

Таким образом, медийный ресурс палаты предпринимателей Казахстана «Атамекен» подводит читателя к мысли, что субсидирование сельхозпроизводителей неплохо бы отменить в связи с неэффективной и не слишком прозрачной работой механизма. Что ж, как показывает практика, мнение именно этой организации имеет значительный вес, и, если выстраивать некие поверхностные прогнозы, то отказ от льготной солярки для крестьян Казахстана уже где-то там маячит на горизонте. Кроме того, вряд ли кого-то удивит, что вскоре после принятия такого решения атамекеновцы вытащат кролика из шляпы, в виде некоего рамочного, а может и полностью проработанного проекта по поддержке отечественного сельхозпроизводителя, но уже на условиях и под контролем «Атамекена».

Оставить комментарий