Главная » Новости » В Казахстане » Ответственность за уголь в Казахстане временно поделена между минэнерго и мининвестом

Ответственность за уголь в Казахстане временно поделена между минэнерго и мининвестом

С 29 июня 2018 года вступил в силу принятый 27 декабря 2017 года Кодекс Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» в новой редакции, сообщает сайт министерства энергетики РК. 

Уполномоченным органом по твердым полезным ископаемым, к компетенции которого отнесено формирование государственной политики по этому виду ресурсов, включая уголь, определено министерство по инвестициям и развитию РК. Таким образом, пишут на сайте минэнерго, 29 июня 2018 года все вопросы угольной отрасли переходят от министерства энергетики РК в министерство по инвестициям и развитию РК.

Однако, на время передачи полномочий, или, как выражаются чиновники: «Ввиду переходного периода, связанного с передачей вопросов угольной отрасли», принят совместный приказ упомянутых министерств «О создании Штаба по мониторингу подготовки, прохождения отопительного периода 2018-2019 годов и обеспечению углем электростанций, коммунально-бытового сектора и населения».

Уточняется, что на время действия приказа стороны поделили между собой полномочия по регулированию угольного рынка.

В частности:

За министерством энергетики закреплено на ежедневной основе обеспечивать мониторинг:
— за подготовкой и прохождением осенне–зимнего периода 2018-2019 годов;
— за накоплением нормативного запаса топлива на электростанциях страны.

Министерство по инвестициям и развитию РК на еженедельной основе обеспечивает мониторинг:
— за добычей и отгрузкой угля с угледобывающих организаций;
— за отгрузкой угля на коммунально-бытовой сектор и населению;
— за перевозкой угля на электростанции, коммунально-бытовые предприятия и населению с принятием мер по обеспечению вагонами под погрузку угля, согласно представленным заявкам.

Местные исполнительные органы на еженедельной основе представляют министерству по инвестициям и развитию информацию по накоплению угля для коммунально-бытовых нужд и населению в регионах, с разбивкой по районам (административным единицам), реализуемым ценам угля для конечного потребителя, планируемым поставкам угля на ближайшие 15 дней.

 

Кроме того, сообщается, что по данным на 14 августа 2018 года, «по заявкам местных исполнительных органов Министерством сформирована Плановая потребность в угольной продукции для коммунально-бытовых нужд и населению на период 2018-2019 гг.».

20 июня т.г. упомянутый документ обсужден с местными исполнительными органами, угледобывающими предприятиями и АО «НК «КТЖ» на селекторном совещании по вопросу подготовки к отопительному периоду 2018-2019 гг.

Уточняется, что графики отгрузок угля для коммунально-бытовых нужд и населению ТОО «Богатырь Комир», ТОО «Майкубен-Вест», ТОО «Сарыарка Энерджи» и АО «Каражыра» в целом соответствуют вышеуказанному плану. АО «Шубарколь Комир» отгружает по заявкам трейдеров (реализован посредством товарной биржи), которые самостоятельно находят покупателей и определяют территорию продаж.

 

Учитывая то, что вопросы обеспечения углём населения находятся в зоне ответственности местных исполнительных органов, министерством энергетики направлены рекомендации местным исполнительным органам по принятию мер для своевременного обеспечения углем населения.

В прошедшем отопительном периоде на всех крупных электростанциях, котельных и коммунально-бытовых предприятиях было накоплено достаточное количество угля. Нормативы для электростанций выдерживались.

Ажиотаж по дефициту угля и повышению цен перекупщиками создавался именно в части реализации угля для населения.
«Отпускная цена угля с разреза незначительная», пишут чиновники. На ее рост для конечного потребителя влияют железнодорожные тарифы и «надбавки» посреднических организаций (перекупщиков). Основной объем угля для коммунально-бытовых потребителей реализуется посредством товарной биржи.

Вопросы ценообразования на уголь, торгового регулирования и исключения посреднических структур не входят в компетенцию министерства энергетики РК, особо подчеркивается в релизе минэнерго.

В рамках поручений Совета Безопасности РК и Премьер-Министра РК по вопросу обеспечения прозрачности торговли углем для населения и исключению многоуровневой цепочки перекупщиков угля, Министерством национальной экономики прорабатываются вопросы изменения законодательства по совершенствованию механизма биржевой торговли, установлению требований к участникам рынка угля и принятию иных мер по обеспечению прозрачности рынка торговли углем.

 

Приводятся статистические данные:

В 2017 году угледобывающими компаниями добыто 106,7 млн. тонн угля, что на 8,3% или 8,2 млн. тонн больше, чем за 2016 год (98,5 млн. тонн).
Несмотря на ограничение добычных и погрузочных работ в январе т.г., вызванных ухудшением погодных условий (сильные метели, а впоследствии затяжные морозы, явились причиной выхода из строя гидравлического оборудования угольных разрезов), по оперативным данным за 7 месяцев т.г. угледобывающими предприятиями добыто 60,0 млн. тонн угля, что составляет 103,9% к аналогичному периоду прошлого года (59,7 млн. тонн).
Электрическим станциям Казахстана отгружено 32,4 млн. тонн угля, что составляет 102,5% к аналогичному периоду прошлого года (31,6 млн. тонн).
На коммунально-бытовые нужды и населению отгружено 5,44 млн. тонн угля, что составляет 100% к аналогичному периоду прошлого года (5,3 млн. тонн).
За этот период экспортировано 15,5 млн. тонн угля, что составляет 93,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (16,6 млн. тонн).
За прошедший отопительный сезон имели место быть перебои с поставками угля для населения. Это обуславливается 2-мя основными факторами: неготовность со стороны местных исполнительных органов и неcкоординированные действия недобросовестных поставщиков угля.

Оставить комментарий