Главная » Блоги » Почему во многих странах бензин дешевле, чем в Казахстане?

Почему во многих странах бензин дешевле, чем в Казахстане?

zapravkiВ Казахстане очень дорогой бензин — в этом уверены практически все автомобилисты нашей республики. Интернет-форумы пестрят требованиями, снизить цену на топливо. В пример приводятся Венесуэла, Туркменистан, Сирия, Ливия и Саудовская Аравия, где горючее в несколько раз дешевле, чем в нашей стране. Портал energonews.kz  решил проанализировать цены на бензин в разных странах, чтобы понять, действительно ли мы переплачиваем за автомобильное топливо.

Условно, в области регулирования цен на ГСМ, все страны мира можно поделить на 4 группы.

В первую входят страны, поддерживающие цены на бензин на очень низком уровне при помощи огромных дотаций нефтяным компаниям, нефтеперерабатывающим заводам и сетям АЗС. В эту группу входят: Венесуэла (2 цента за литр), Сирия (4 цента), Ливия (11 центов), Саудовская Аравия (16 центов), Туркменистан (22 цента). Также, бензином с ценой до 40 центов за литр могут похвастать Иран, Египет, Кувейт, Алжир, Бахрейн и другие.

Вторая категория состоит из стран, которые дотируют цены на бензин в гораздо меньшем объеме. Здесь обосновались такие государства, как Тринидад и Тобаго (43 цента), ОАЭ и Нигерия (47 центов), Боливия и Малайзия (52 цента) и другие.

К третьей группе относят страны, облагающие продажу бензина умеренными налогами. Сюда входят Россия (58 центов – раньше цена была выше, но из-за девальвации она сильно упала в долларовом эквиваленте), Индонезия и Кыргызстан (65 центов), Пакистан и США (70 центов), Азербайджан и Беларусь (76 центов), Грузия (84 цента), Мексика (93 цента), Австралия (96 центов) и другие.

В четвертую категорию входят государства, в которых продажа топлива облагается повышенными налогами, а результате чего горючее становится очень дорогим. Высокими ценами на бензин сегодня могут «похвастать» Болгария, Чехия и Польша (1,2 доллара), Австрия, Словакия и Аргентина (1,3 доллара), Германия, Бельгия и Парагвай (1,5 доллара), Турция, Италия и Дания (1,7 доллара), а также Норвегия и Гонконг (1,9 доллара).

Казахстан в этом рейтинге занимает промежуточное положение. Фактически наша страна относится к третьей группе, так как государство не дотирует производство и продажу бензина, а наоборот облагает налогами. Вот и 95 бензин стоит в Казахстане 77-80 центов. В то же время, цена «народного» АИ-92 регулируется правительством и на сегодняшний день его стоимость равняется 55 центам. И по этому показателю мы попадаем во вторую группу.

Итак, что мы имеем… На стоимость бензина в стране влияет экономическая и налоговая политика государства, а не происки нефтяных королей, коррупционных чиновников и расы рептилоидов, которые, как известно, давно захватили Землю. Даже цены на углеводороды не являются основополагающим фактором стоимости бензина. Так, несмотря на практическое двукратное снижение цен на нефть в 2014 году диапазон снижения цен на бензин составляет в мире в целом 4-22%.

Если государство желает, чтобы цена ГСМ была дешевой – заливает в отрасль дотации. Если хочет получить дополнительные деньги в казну – обкладывает налогами.

А теперь самый интересный вопрос, почему власти разных стран выбирают разные варианты топливной политики и насколько эффективно они решают поставленные задачи.

Для того, чтобы удерживать низкие цены на бензин, Венесуэла, по некоторым данным, выделяет топливному сектору по 15-16 миллиардов долларов в год. В стране, где существует повальная безработица и нищета, огромные деньги, на которые ежегодно можно строить несколько десятков предприятий, уходят на субсидирование хорошей жизни автовладельцев. В Туркменистане похожая ситуация. Власти особо не стремятся повысить прожиточный уровень населения, а вместо этого дотируют группу жизненно важных товаров и услуг. В Иране на субсидирование цен на бензин, газ и электричество выделяется около 100 миллиардов долларов в год, а затраты Египта на регулирование цен на ГСМ в несколько раз превышают расходы на здравоохранение. Возникает вопрос, разумно ли отрывать деньги от социальных программ, пенсий, пособий, развития экономики, строительства инфраструктуры и помогать автовладельцам, которые априори не могут относиться к самым бедным слоям общества? Еще можно понять, когда с ценами «играют» такие богатые страны, как ОАЭ и Саудовская Аравия, им зачастую некуда деньги девать, но остальные?

Похоже на то, что многие государства из первой и второй группы начинают задумываться над этим вопросом. В Туркменистане, Иране и Индонезии уже повышаются цены на бензин. На очереди другие страны. Как ожидается, высвобожденные бюджетные деньги пойдут на более важные цели.

Стоит ли Казахстану дотировать цены на бензин и тем самым их снижать. Это вопрос обсуждаемый. У него есть потенциальные плюсы и минусы.

Дешевый бензин способен подстегнуть рост экономики и снижение цен на различные товары и обрадовать автовладельцев. С другой стороны, в бюджете нет лишних или свободных миллиардов особенно сейчас. Это значит, что деньги на поддержку автовладельцев придется забирать из социальной сферы, что может негативно отразиться на положении незащищенных слоев населения.

Похоже, что Казахстан, как и большое количество стран пока выбрал стратегию баланса – относительно невысокие налоги на продажу бензина, которые позволяют стране пополнять бюджет и находится в 30-ке стран с самым дешевым бензином.

energonews.kz

Оставить комментарий